Pages:     | 1 ||

«СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МИКРОБИОЛОГИИ В ТРУДАХ С.Н.ВИНОГРАДСКОГО, ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ (КОНЕЦ XIX – СЕРЕДИНА ХХ ВВ.) ...»

-- [ Страница 2 ] --

С.Н. Виноградским был разработан метод получения самопроизвольных культур азотфиксирующих микроорганизмов (на почвенных пластинках и пластинках силикагеля), проведены количественные определения прибыли азота в культурах азотфиксаторов, определена продуктивность и «нормальная энергия»

(термин С.Н. Виноградского); установлено влияние рН и концентрации субстрата (маннита, глюкозы) на азотфиксацию, проведен сравнительный анализ нескольких почв. По азотфиксирующей способности они были разделены Виноградским на категории: «активные», «малоактивные» и «неактивные», предложена полная и упрощенная методика их оценки на основе подсчета колоний на пластинках силикагеля.

Совместная работа с Я. Земецкой по азотфиксирующей способности почв легла в основу методов изучения почвы с помощью азотобактера как индикаторного организма. Модификации этого приема получили широкое распространение, в частности, в лаборатории Е.Е. Успенского в СССР.

Позднее Виноградским была выдвинута и доказана гипотеза о том, что первым продуктом фиксации азота является аммиак, т.е. азотфиксация является восстановительным процессом. Отвечая на вопрос, за счет каких энергетических веществ азотфиксация осуществляется в природе, Виноградский показал, что лучшим субстратом для азотобактера служит не маннит, а соединения жирного и ароматического ряда, которые являются типичными продуктами брожений и образуются при разложении растительных остатков. Это привело к пониманию механизма регуляции микробных процессов в почве.

Изучение морфологии и жизненного цикла азотобактера позволило Виноградскому еще раз убедительно опровергнуть концепции сторонников плеоморфизма (Ф. Лёниса, Г. Эндерлайна и др.). Обсуждая необходимость применения экологического подхода, т.е. создания условий, наиболее близких к естественным, С.Н. Виноградский отмечал, что инволюционные формы азотобактера нередко появляются не только в случае дегенерации, но и при «слишком хороших условиях питания», вызывающих гипертрофию клеток, и предлагал не пользоваться музейными культурами.

Важным направлением исследований стали работы по аэробному разложению целлюлозы. В результате, С.Н. Виноградским было описаны 3 рода аэробных целлюлозолитических бактерий: Cytophaga, Cellvibrio и Cellfalcicola.

Выделение нитрифицирующих бактерий из лесных почв было осуществлено в лаборатории Виноградского Л. Ромеллем. В другом направлении работы проводились дочерью С.Н. Виноградского Е.С. Виноградской; из образцов активного ила ей был выделен ряд новых нитрифицирующих бактерий (Nitrosomonas, Nitrosocystis, Nitrosospira, Nitrobacter). Для их обнаружения был разработан метод так называемых «эмалевых пластинок» (т.е. пластинок силикагеля, пропитанных средой для нитрификаторов и покрытых эмалью, из каолина и карбонатов СaCO3, MgCO3), основанный на образовании на пластинках зон просветления (в результате растворения карбонатов), соответствующих центрам нитрификации.

Новым направлением исследований С.Н. Виноградского стало изучение симбиотических азотфиксаторов, клубеньковых бактерий из различных растений (гороха, фасоли, бобов, люцерны, клевера) и доказательство выделения ими аммиака. Виноградский справедливо предполагал, что механизм его образования такой же, как при фиксации азота азотобактером. Позднее он выдвинул гипотезу о существовании фермента азогидразы, продуцирующего аммиак, фактически прообраза нитрогеназы.

4.3. Создание экологической микробиологии Концепции почвенной микробиологии наиболее полно и ярко были сформулированы Виноградским в докладе на Первом Международном микробиологическом съезде (Париж, 1930). Идея метода сформулирована следующим образом: чтобы узнать естественные функции микроорганизма, предлагается вместо того, чтобы изолировать его в культуру на сложной среде, напротив, внести изолированное химическое вещество в природную смесь микроорганизмов, существующую в данном образце почвы, и посмотреть, какие микроорганизмы будут доминировать первыми. Они и являются возбудителями процесса. Виноградский описывал динамику роста бактерий при добавлении в минеральную среду пептона, аспарагина, крахмала, целлюлозы, этанола, муравьиной, уксусной, масляной кислоты (т.е. полимеров и мономеров, сбраживаемых субстратов и продуктов брожения). Представленная картина является прообразом системы трофических связей в микробном сообществе, которая впоследствии была разработана Г.А. Заварзиным. Знаменателен заключительный тезис доклада Виноградского: «Микробное население почвы – это организованный коллектив, который отвечает на воздействие и энергию, приходящие извне, с максимальной отдачей, этот максимум обусловлен принципом разделения труда, которое находит выражение в особенностях всех членов этого коллектива» (Winogradsky S., 1930. P.121).

В докладе С.Н. Виноградского «Биология почвы» на Колониальном съезде (Париж, 1931) отмечена важность изучения микробных процессов в почвах тропических стран.

Исследования Виноградского свидетельствовали о создании новой ветви науки – экологии микроорганизмов. «В результате моих работ создалась новая ветвь наук, которую я назвал Microbiologie oecologique, и ей положено прочное основание», – писал С.Н. Виноградский (по: Заварзин, 2009. С.194). Этой науке был посвящен программный доклад Виноградского на Первом Международном съезде франкоязычных микробиологов (Париж, 1938) с названием «Экологическая микробиология – ее основы и метод», который можно считать его научным завещанием. Текст этого последнего в жизни Виноградского доклада составил затем заключительную главу книги С.Н.Виноградского «Микробиология почвы», подводящей итоги его более чем 60-летней научной деятельности.

В содержание доклада вынесены следующие вопросы. 1. Исторический обзор.

2. Самопроизвольные культуры (на силикагеле). 3. Микробные культуры на почве.

4. Микробиологический анализ почвы. Перечислены основные требования экологического подхода в микробиологии: 1) отказаться от обязательных чистых культур; 2) избегать коллекционных культур; 3) заимствовать культуры для опытов непосредственно из природы; 4) избегать резких воздействий на культуру в процессе ее выделения, а также культивирования на среде, к которой она не приспособлена; 4) изыскивать подходящую среду с самого начала исследований и культивировать только на такой среде (Виноградский С.Н., 1952. С.783). В программном докладе в сжатой форме С.Н. Виноградским описана методология экологической микробиологии.

Благодаря изданию «Микробиологии почвы» в Советском Союзе заветы Виноградского стали доступны российской аудитории, книга была настольным руководством для нескольких поколений советских микробиологов. Не случайно многие его идеи получили продолжение в современных подходах экологии микроорганизмов, в том числе, почвенной микробиологии (метод инициации почвенной сукцессии, метод мультисубстратного тестирования и др.).

Еще один вид научной деятельности Виноградского во Франции был связан с реферативным журналом «Бюллетень Института Пастера», где он вел раздел «Микробиология почвы» и написал более 200 рефератов и критических обзоров.

Их можно рассматривать как своего рода энциклопедию по истории почвенной микробиологии ХХ века. С помощью реферативного журнала Виноградский безусловно оказывал влияние на современных ему отечественных и европейских микробиологов, давая оценки и советы, выступая в качестве учителя и критика, разъясняя смысл результатов, пропагандируя свои взгляды и методы.

4.5. Научная переписка С.Н. Виноградского В фонде С.Н. Виноградского в Архивах РАН и Института Пастера хранится его обширная корреспонденция, в том числе многочисленные письма от иностранных ученых (З. Ваксмана, Л. Ромелля, Я. Земецкой, К. Ван Ниля, А. Клюйвера, Х. Бартеля, Дж. Рассела, Г. Конна и др.).

В письмах К. Ван Ниля (C. Van Niel), одного из крупнейших микробиологов ХХ века, ученика М. Бейеринка, наиболее важным представляется обсуждение экологии и физиологии пурпурных бактерий, в частности использования ими органических веществ (1932). Представляет интерес обсуждение системы и номенклатуры типов питания (1946).

Ряд писем крупного микробиолога и биохимика А. Клюйвера (A.Kluyver) посвящен обсуждению особенностей разных видов и штаммов азотобактера (в связи с исследованиями Виноградского по его морфологии).

В письме (1927) директора Ротамстедской Агрономической станции Дж. Рассела (J. Russel) обсуждается вопрос использования чистых культур бактерий в микробиологии почвы.

Многие из писем ученика Виноградского, шведского биолога Л. Ромелля (L. Romell) посвящены уточнению метода окраски препаратов почвенных бактерий. Одно из писем рассказывает о поездке Ромелля в СССР на II Международный конгресс почвоведов (Москва-Ленинград, 1930) и делится впечатлениями от конгресса. Интересна переписка по поводу доклада Ромелля на Ботаническом съезде в Амстердаме (1935), посвященного методологии Виноградского. Наибольший интерес представляют письма Виноградского Ромеллю по вопросам истории микробиологии.

Письма З. Ваксмана (S. Waksman) затрагивают большое число вопросов:

научные новости, программы конференций, уточнение деталей биографии С.Н. Виноградского, обсуждение издания его трудов.

В ряде писем ученицы Виноградского Я. Земецкой (J. Ziemiecka) обсуждается изучение азотобактера и метод постановки стекол обрастания.

Письма Б.Л. Исаченко рассказывают о его экспедициях в Северно-Ледовитый океан, об изучении целлюлозолитических бактерий, об обнаружении пурпурных бактерий в пластовых водах нефтяного месторождения Апшерона. Значительную часть писем составляют письма, посвященные изданию книги С.Н. Виноградского «Микробиология почвы».

Более подробный список корреспондентов С.Н. Виноградского приводится в разделе, посвященном описанию фонда Виноградского в архиве Институте Пастера. Письма С.Н. Виноградскому отражают авторитет и признание, которыми он пользовался в научном мире, а также отражают помощь и поддержку, которую оказывали С.Н. Виноградскому многие ученые, свидетельствуют о востребованности его работ и советов. Так, находясь в эмиграции, Виноградский оставался «властителем умов» многих микробиологов, оказывая влияние на развитие экологического направления микробиологии. В Советском Союзе концепции Виноградского нашли непосредственное отражение в исследованиях С.П. Костычева, Е.Е. Успенского, Д.М. Новогрудского, Г.Л. Селибера, Б.Л. Исаченко и др.

Как известно, фактически единственным учеником С.Н. Виноградского в России был В.Л. Омелянский, который выступил проводником и пропагандистом идей С.Н. Виноградского, написав блестящий учебник, основанный на его учении, и передав основы его мировоззрения своим ученикам. Это привело к созданию школы Виноградского в России. Во Франции его учениками можно считать З.А. Ваксмана, Л.Ромелля, Я.Земецкую, дочь ученого Е.С. Виноградскую; его концепции повлияли на развитие исследований К. Ван Ниля, Дж. Рассела, Г. Торнтона. Лаборатория С.Н. Виноградского в Бри-Конт-Робер была своего рода международным научным центром экологической микробиологии.

4.7. «Летопись нашей жизни» и «Микробиология почвы»

В 1939 г. ушла из жизни жена Виноградского, Зинаида Александровна Виноградская; ее памяти он посвятил написанную в годы войны автобиографическую повесть «Летопись нашей жизни» (1941–1942). В послевоенные годы Виноградский переработал и перевел на французский язык свои произведения и в 1946 г. закончил упомянутую выше монографию «Microbiologie du sol. Cinquante ans de recherches» («Микробиология почвы.

Пятьдесят лет исследований»). Ценой больших усилий книга была издана во Франции (1949), а затем в СССР (1952).

После смерти Виноградского лаборатория в Бри-Конт-Робер прекратила свое существование, и сегодня о прошлом напоминают названия улиц (Пастера, Виноградского) и ландшафты города. С.Н. Виноградский похоронен на кладбище в Бри-Конт-Робер.

На сегодняшний день фонд Виноградского в Архиве Института Пастера (RF AIP WIN) содержит около 500 документов. В отделе WIN.1 хранится биографическая книга З.А. Ваксмана о Виноградском, записки и письма от Э. Ру и А. Кальмета, анкеты, текст лекции Виноградского (1923) на микробиологических курсах в Институте Пастера. Отдел WIN.2 содержит корреспонденцию. Среди корреспондентов Виноградского из Советской России: ботаник И.П. Бородин, микробиологи А.А. Владимиров, А.Ф. Войткевич, В.Л. Омелянский, Д.К. Заболотный, Б.Л. Исаченко, Н.Г. Холодный, И.А. Макринов, Т.С. Нагибина, почвовед К.К. Гедройц, гелиобиолог А.Л. Чижевский. Обращают внимание письма от русских эмигрантов: А.И. Бердникова, А.Д. Павловского, Н.А. Булгакова, Шавельского, письма из Общества русских врачей им. Мечникова, Академического союза, Научно-философского общества, Общества русских химиков. Отдел WIN.3 содержит рукописи С.Н. Виноградского. Отдел WIN. содержит рабочие тетради С.Н. Виноградского с описаниями и протоколами опытов. В отдел WIN.5 включены оттиски разных статей С.Н. Виноградского и ряд других материалов. В отделе WIN.GF хранятся экземпляры выходивших в Одессе газет («Единая Русь», «Современное слово», «Южное слово» и др.) с публицистическими статьями Виноградского, вышедшими в период его жизни в Одессе в 1919 г., а также неопубликованные публицистические работы.

Вторая часть архива С.Н. Виноградского была передана в Советское посольство дочерью Виноградского, Екатериной Сергеевной Бладвзевич. Фонд С.Н. Виноградского в АРАН (Ф.1601) содержит оттиски статей, документы, дипломы о присуждении почетных званий, тетради с черновыми набросками, корреспонденцию С.Н. Виноградского Глава 5. Экологическое направление в микробиологии в советский период Несмотря на трудности, обусловленные гражданской войной, разрухой, эпидемиями, голодом, развитие микробиологии в России продолжалось с первых лет Советской власти. От предшествующей эпохи его отличала нацеленность на практический выход. Наиболее сильно практический характер проявлялся в области медицинской микробиологии (борьба с эпидемиями и др.), при этом медицина стала государственным делом (Богомолов Б.П., 2006). Другим направлением, нацеленным на практические нужды в аграрной России, была почвенная микробиология. Среди работ почвенного направления нужно отметить исследования по азотфиксации и почвенной динамике в лаборатории С.П.Костычева, по почвенной микробиологии в лаборатории Н.Н. Худякова, работы Е.Н. Мишустина, Н.А.Красильникова, исследования потребности почвы в удобрениях Е.Е. Успенского, В.С. Буткевича и др. Характерно, что во многих статьях постоянно звучит диалог с Н.С. Виноградским: изложение и модификация его методов, обсуждение применимости методик, разработанных для почв Франции, к чрезвычайно разнообразным почвам Советского Союза. Таким образом, исследования микробиологии почвы, начатые С.Н. Виноградским в 1920х гг. во Франции, были немедленно подхвачены в Советской России, оказавшись в практическом плане даже более востребованными, чем его фундаментальные работы конца XIX в.

Приоритетными направлениями микробиологии также стали исследования по морской микробиологии (Б.Л. Исаченко, В.С. Буткевич), микробиологии нефти (Т.Л. Гинзбург-Карагичева, Г.Л. Могилевский, В.О. Таусон), микробиологии озер (С.И. Кузнецов), изучение микроорганизмов содовых и соленых водоемов, процессов грязеобразования (Б.Л. Исаченко, Б.В. Перфильев) и др.

В 1920-1930-е гг. в стране возникают новые микробиологические учреждения. Представляется целесообразным кратко охарактеризовать становление экологического направления на кафедре микробиологии Московского университета, где была выполнена данная работа, а также в Институте микробиологии АН СССР как головном научном микробиологическом учреждении в Советском Союзе.

5.1. Е.Е. Успенский и создание кафедры микробиологии МГУ Кафедра микробиологии МГУ была создана в 1924 г. Ее основателем был Е.Е. Успенский, первыми сотрудниками кафедры стали С.И. Кузнецов, В.О. Таусон, А.П. Крючкова, Д.М. Новогрудский, Л.В. Рыбалкина, Е.И. Литвинова, многие из них – ученики Е.Е. Успенского. В 1924г. в Московском университете была официально утверждена специальность «микробиология» (курс микробиологии читался раньше: в 1898-1911 – профессором Н.Н. Худяковым, в 1906 г. – доцентом А.А. Чичкиным, с 1907 г. – приват-доцентом А.П. Артари, с 1916 г. – Е.Е. Успенским). Основным направлением на кафедре стало так называемое водно-почвенное (экологическое) направление. Многие исследования были ориентированы на идеи и традиции С.Н. Виноградского.

Евгений Евгеньевич Успенский (1889–1938) – крупный российский ученый-естествоиспытатель (микробиолог, альголог, гидробиолог), профессор Московского университета, масштабная и трагическая фигура в научной жизни Москвы первой трети ХХ века. В 1938 г. он был репрессирован (расстрелян октября 1838 г.; реабилитирован в 1956 г.), на несколько десятилетий имя фактически было вычеркнуто из истории науки.

Успенский родился в Москве, в семье священнослужителя. В семье было шестеро детей, трое из них, в том числе Е.Е. Успенский, оставили заметный след в истории Московского Университета. В 1908 г. Успенский поступил в Московский университет, выбрав специализацию по анатомии и физиологии растений, направлению, которым руководил К.А. Тимирязев. Из университетских профессоров наибольшее влияние на формирование его интересов оказали минералог и кристаллограф Ю.В. Вульф, геохимик Я.В. Самойлов, агрохимик и физиолог растений Д.Н. Прянишников, физико-химик Е.И. Шпитальский, и особенно физиолог растений К.А.Тимирязев, чьими работами Успенский увлекался с ранней юности.

Научная деятельность Е.Е.Успенского началась в студенческие годы под руководством профессора Ф.Н. Крашенинникова. Успенский начал ряд экспериментальных исследований, посвященных роли в растениях марганца, кремния и строению клеточных оболочек растений. Окончив университет (1912), он был оставлен при кафедре ботаники. В 1913 году состоялась его двухмесячная стажировка в Германию и Австро-Венгрию, где он ознакомился с рядом агрономических и ботанических учреждений. Защитив магистерскую диссертацию (1916), он начал читать курс микробиологии в МГУ. Вся жизнь Успенского была тесно связана с Московским университетом. Он последовательно занимал должности приват-доцента (1916), преподавателя, доцента (1927), профессора (1935); организовал в университете специальность «Микробиология» (1924).

Успенский был действительным членом Ботанического института при МГУ (1922) и Микробиологического института Наркомпроса (1933), где заведовал лабораторией физиологии питания водорослей. Но главным итогом университетской деятельности Е.Е. Успенского было создание кафедры микробиологии (1924). Большое значение имело и создание им журнала «Микробиология» (1932), который до сих пор является главным научным периодическим изданием по микробиологии в России.

Одна из наиболее ярких страниц научной биографии Е.Е. Успенского связана с развитием исследований по почвенной микробиологии. В 1919 году Я.В. Самойловым был организован Научный Институт по удобрениям (НИУ), который занимался вопросами добычи и переработки «агрономических руд», (горных пород, используемых для получения минеральных удобрений), создавая, таким образом, смычку между геологами и агрономами. Д.Н. Прянишников руководил биологическим отделом НИУ, а Е.Е. Успенский организовал подотдел почвенной микробиологии, которым руководил с 1919 до 1933 г. Е.Е. Успенскому принадлежит название «Агрономическая микробиология» (1923). Первые работы подотдела НИУ были связаны с разработкой количественного учета микроорганизмов. В дальнейшем развитие получила разработка методов оценки потребности почвы в минеральных удобрениях (фосфоре, калии, извести) с помощью индикаторных микроорганизмов (прежде всего, азотобактера).

Кардинальное значение для выработки методологического подхода имело участие Е.Е. Успенского в I Международном Конгрессе почвоведов в США (Вашингтон, 1927), на котором ученица С.Н. Виноградского Я. Земецкая демонстрировала разработанные в Институте Пастера методы оценки азотфиксирующей способности почвы с помощью азотобактера. Опираясь на традиции Виноградского, Успенским и его сотрудниками были разработаны модифицированные методики определения потребности почв в фосфоре и калии с помощью дренированных пластинок, засеянных азотобактером как тесторганизмом, созданы принципиальные схемы исследований.

Второй Международный Съезд почвоведов (1930) состоялся в СССР.

Е.Е. Успенский был секретарем Комиссии по микробиологии почвы и сыграл большую роль в организации и проведении Конгресса. В своем докладе «Методы бактериологического исследования почвы в связи с зональностью и плодородием почв», сделанном на немецком языке, он подытожил исследования НИУ по разработке методов оценки потребности почв в удобрениях, охватывающие различные районы СССР. В 1933г. он был избран вице-президентом секции микробиологии почвы Международного общества почвоведов, что свидетельствовало о его высоком международном авторитете.

Важный этап научной деятельности Е.Е.Успенского в Москве связан с его работой в Биологическом Институте им. К.А.Тимирязева при Коммунистической академии в Москве. Основное направление работ Е.Е.Успенского в нем связано с развитием биоэнергетического подхода в микробиологии, другая группа исследований – с изучением физиологии и экологии водорослей; к этим работам относится и фундаментальный труд «Железо как фактор распределения водорослей» (1925). Научной заслугой Успенского было введение в микробиологию понятий окислительно-восстановительного потенциала и рН среды, позволившее выяснить роль физико-химических факторов среды в физиологии микроорганизмов и в распределении различных водорослей в водоемах. Работы по физиологии водорослей позволили выявить связь между габитусом и условиями питания водорослей, а также использовать водоросли в процессах очистки воды. Успенский предсказывал возможность ухудшения качества воды Москвы-реки при строительстве водохранилищ. Базой его исследований служила биостанция, организованная Успенским в Поповке, рядом с Рублевской водозаборной станцией. Эти исследования закончились трагически. В 1937 году по делу об отравлении Московского водопровода многие сотрудники Рублевской водопроводной станции были арестованы, а в начале 1938 г. был репрессирован и Е.Е.Успенский.

Е.Е. Успенский – крупный советский микробиолог-естествоиспытатель, им была создана школа микробиологов экологического направления, к которой относились первые сотрудники кафедры микробиологии.

Сергей Иванович Кузнецов (1900-1987) является одним из первых выпускников, аспирантов и преподавателей кафедры микробиологии МГУ.

Окончив физико-математический факультет (1923), он, в целом, более 25 лет работал на кафедре микробиологии, где читал курсы почвенной, водной, общей микробиологии, а в годы эвакуации университета (1943–1944) руководил в Москве работой кафедры.

Еще будучи студентом, он работал химиком-бактериологом на биостанции на Глубоком озере, позднее – на лимнологической станции в Косино, где им были выполнены пионерные исследования по изучению газового режима озер, метаногенеза, влиянию физико-химических факторов на характер биологических процессов, количественному учету микроорганизмов. Важным направлением его работ, имевших большое практическое значение, была микробиология очистных сооружений. В Институте микробиологии АН СССР он возглавил (1945) отдел геологической деятельности микроорганизмов; одновременно он также заведовал (1954) лабораторией микробиологии Института внутренних вод АН СССР.

Основные труды С.И. Кузнецова посвящены водной микробиологии, лимнологии, изучению геохимической деятельности микроорганизмов в месторождениях полезных ископаемых. Им проведены фундаментальные исследования микроорганизмов участвующих в круговоротах серы, азота, железа, марганца в пресных водоемах. Впервые в нашей стране он применил радиоизотопные методы исследования для изучения интенсивности круговорота веществ в водоемах, что дало возможности перейти к количественным оценкам скорости ряда микробиологических процессов.

Названия кандидатской («Круговорот серы в озерах», 1943) и докторской («Роль микроорганизмов в круговороте веществ в озерах», 1944) диссертаций С.И. Кузнецова не случайно перекликаются с заглавием речи Виноградского «О роли микробов в общем круговороте жизни», свидетельствуя о продолжении и развитии его традиций. В докладе на Чтениях им. С.Н. Виноградского (1972), посвященном развитию идей С.Н. Виноградского в области экологической микробиологии, С.И. Кузнецов сформулировал основные задачи экологического исследования: 1) исследование условий среды; 2) изучение микроорганизмов (возбудителей процесса); 3) оценка интенсивности процесса (Кузнецов С.И., 1974.

С.5). Во времена Виноградского третью задачу решить было еще нельзя. Ключом к ее решению стало введение в экологические исследования изотопного метода, пионером которого был С.Н. Кузнецов. Им создана крупная научная школа в области водной, геологической, нефтяной микробиологии, биогеохимии.

Владимир Оттонович Таусон (1894-1946) поступил в Московский университет в 1912 г., но вскоре занятия были прерваны I мировой войной. Лишь в 1922 г. ему удалось вернуться в Москву и продолжить учебу. Дипломная работа В.О. Таусона выполненная под руководством Е.Е. Успенского, была посвящена усвоению микроорганизмами парафинов. В дальнейшем он продолжил исследования по разложению микроорганизмами устойчивых соединений и горючих ископаемых, в первую очередь углеводородов нефти. В Микробиологическом институте (Наркомпроса) В.О. Таусон возглавил (1930) лабораторию энергетики и геологической деятельности микроорганизмов. Он много занимался экспедиционными исследованиями на нефтяных месторождениях Кавказа, Таманского полуострова. Ценный материал по микроорганизмам высокогорья был получен им во время Памирской экспедиции (1934). Другим направлением работ стало изучение гумификации растительных остатков и образования каустобиолитов, выявившее зависимость разложения органических веществ от окислительно-восстановительных условий среды. Многочисленные исследования легли в основу курса по геологической деятельности микроорганизмов в МГУ.

Работы В.О. Таусона по биоэнергетике привели к созданию оригинальной теории экзотермичности биологических синтезов, составившей особую главу в биологии.

Давид Моисеевич Новогрудский (1898-1953) родился в Варшаве. После окончания реального училища (1914) он преподавал естествознание в различных учебных заведениях Варшавы и Минска и лишь в 1924 г., попав в Москву, поступил в Московский университет, который закончил по кафедре микробиологии (1928). В 1930х гг. он преподавал на кафедре микробиологии МГУ, возглавлял микробиологическую Лабораторию во ВНИИ гуттаперчи и каучука, заведовал лабораторией изменчивости и экологии микроорганизмов в Микробиологическом институте Наркомпроса. Необходимо подчеркнуть одно из первых употреблений словосочетания «экология микроорганизмов» в названии учреждения. По приглашению Г.А. Надсона он возглавил отдел симбиоза и антагонизма микроорганизмов в Институте микробиологии АН СССР (1935). В 1938 г. Новогрудский был арестован и сослан в Казахстан, где работал на сельскохозяйственной опытной станции «Долинское», а по окончании срока ссылки возглавил отдел микробиологии в Институте почвоведения КазССР в Алма-Ате. В 1953 г. жизнь его трагически оборвалась.

Основные исследования Новогрудского связаны с почвенной микробиологией. Работы, проведенные им в связи с разработкой метода использования азотобактера в качестве индикаторного организма при определении потребности почвы в удобрениях (К, Р, Са), выявили антагонистические взаимоотношения между азотобактером и подавлявшими его рост бактериями. Это положило начало исследованиям микробного антагонизма в почве и разработке микробиологических методов борьбы с бактериальными и грибковыми заболеваниями растений (бактеризации семян). Следует отметить и работы по образованию микроорганизмами ростовых веществ и их влияния на растения.

Работы Д.М. Новогрудского по изучению роли азотобактера в природе были прямым продолжением работ С.Н. Виноградского. В них ему удалось уловить выделение азотобактером аммиака, используя в качестве тест-организмов чувствительные к нему бактерии.

Важное направление исследований Д.М. Новогрудского – интродукция в почву бактерий и изучение их судьбы с помощью стекол обрастания. Подходы Новогрудского нашли продолжение в исследованиях динамики почвенных популяций, интродукции, инициации почвенной сукцессии, в частности, проводимых сегодня на кафедре биологии почв МГУ.

Исследования второго, Казахстанского периода жизни Новогрудского, были связаны с изучением микробного населения почв полупустынь, определением влияния влажности на рост бактерий и грибов. После переезда в Алма-Ату он активно включился в исследования первичного почвообразования и образования гумуса. Эта тема и теперь вызывает интерес в плане эволюции биосферы, колонизации микроорганизмами суши (Заварзин Г.А., 2009б).

Исследования Д.М. Новогрудского предвосхитили такие направления микробной экологии как исследования антагонизма почвенных микроорганизмов и его практическое применение; изучение микробов почвы без отрыва от естественных условий их обитания. Последнее направление особенно тесно связано с традициями классиков микробиологии почвы Н.Г. Холодного и С.Н. Виноградского.

«Водно-почвенное» направление на кафедре микробиологии. Программа занятий на кафедре микробиологии, разработанная Е.Е. Успенским, имела физиологическую и экологическую направленность. Большое внимание в курсе микробиологии уделялось хемосинтезу и роли микроорганизмов в круговоротах элементов (Кузнецов С.И., 1963). Сотрудники кафедры читали курсы по почвенной, водной микробиологии, геологической деятельности микробов.

Тематика дипломных работ на кафедре микробиологии в 1930е годы свидетельствует об экологической проблематике как главном направлении исследований. К ним относятся, например, работы Куликовой В. «Об условиях отложения железа и марганца у Gallionella» (1933), Доливо-Добровольского Л.

«Микробиологические процессы в илу Эмшеровских колодцев» (1934), Таусон Т.А. «Окисление растительных смол микроорганизмами» (1934), Корочкиной О.И.

«Окислительно-восстановительный режим денитрификаторов» (1935), Протасова П.В. «Диссоциация Bacillus mycoides» (1935), Работновой И.Л. «Окислительновосстановительный потенциал клубеньковых бактерий» (1935), Струмлинской Е.В.

«Зооглейные бактерии мезосапробной и полисапробной зон» (1935), Кореняко А.И. «Влияние солей на рост актиномицетов» (1936), Куликовой Е.В. «Влияние удобрений на биологическую активность почвы» (1936), Осадчих И.П.

«Микробные процессы в английских фильтрах» (1936), Капустиной А. «О распространении азотобактера» (1938) и др.

Характерно, в 1939-1940х гг. почвенно-водная тематика исчезает, уступая место изучению бродильных процессов, которыми занимался возглавивший кафедру В.Н. Шапошников. Возрождение эколого-геологической тематики наблюдается в 1944-1945 гг. Об этом свидетельствуют работы Навотной З.

«Изучение денитрифицирующих бактерий сапропеля» (1944.), Смирновой З.

«Микробиологические изменения рудякового горизонта после выноса его на поверхность» (1944), Александровой И.А. «Бактерии, участвующие в гумификации растительных остатков» (1945), Кабановой Л.К. «Нитрификация в очистительных сооружениях» (1945), Милешко Г.Ф. «Микроорганизмы, восстанавливающие сульфаты в нефтяных месторождениях Средней Азии» (1945) и др.

Таким образом, тематика учебных курсов, исследований сотрудников кафедры и студенческих работ свидетельствует о развитии экологического направления на кафедре микробиологии Московского университета в первые годы ее существования.

Тематика первых выпусков журнала «Микробиология». При просмотре содержания работ в журнале «Микробиология» в первые годы его существования можно убедиться, что большое число работ в нем посвящены проблемам почвенной и водной микробиологии разработке методов количественного учета микроорганизмов и отбора проб в полевых исследованиях.

Например, в томе 1 за 1932 г. к ним относятся работы Барсова К.К. «К методике учета кишечной палочки на мембранных фильтрах»; Буткевича В.С.

«Прибор для взятия проб воды для микробиологических исследований»;

Иерусалимского Н.Д. «Опыт исследования бактериального населения Москвыреки и ее притоков по методу непосредственного счета»; Мишустина Е.Н.

«Изучение физиологических особенностей разлагающих мочевину бактерий в связи с почвенно-микробиологическими исследованиями»; Разумова А.С. «О новой серной бактерии из сем. Beggitoaceae»; Успенского Е.Е. «Успехи советской агрономической микробиологии за 15 лет» и др.

Таким образом, анализ содержания журнала свидетельствует о развитии в нашей стране экологического направления микробиологии, а также традициях С.Н. Виноградского.

5.2. Экологическое направление микробиологии в Советском Союзе.

В 1930 г. по инициативе Надсона была создана Микробиологическая лаборатория, первое микробиологическое учреждение в системе АН СССР. После переезда в Москву (1934), в связи с переездом Академии Наук СССР, она была реорганизована в Институт микробиологии АН СССР. Первым директором института стал Г.А. Надсон. В состав института вошли приехавшие из Ленинграда ученики Г.А. Надсона (А.А. Имшенецкий, М.Н. Мейсель, Н.А. Красильников, Я.И. Раутенштейн, В.И. Кудрявцев), а также ряд московских микробиологов (А.Р. Кизель, Г.К. Бургвиц, Д.М. Новогрудский, Н.Д. Иерусалимский, Е.Н. Мишустин, В.Н. Шапошников и др.). В 1937 г. был приглашен Б.Л. Исаченко.

Ведущие направления исследований были связаны с почвенной микробиологией (Д.М. Новогрудский), изучением бродильных процессов (В.Н. Шапошников), фитопатологией (Г.К. Бургвиц), изучением биоразнообразия (дрожжи, актиномицеты, целлюлозолитики). В результате «чистки» института (1937) Г.А. Надсон и ряд сотрудников (Г.К. Бургвиц, Д.М. Новогрудский, позднее А.Р. Кизель) были репрессированы. В 1939 г. директором Института был назначен Б.Л. Исаченко. В том же году он стал главным редактором журнала «Микробиология», который с этого времени перешел с ведомство Академии Наук.

За годы руководства Институтом Б.Л. Исаченко удалось сформировать в нем основные научные направления, связанные с изучением биоразнообразия и деятельности микроорганизмов в природе. Преимущественное развитие в нем получило экологическое направление: изучение роли микроорганизмов в круговороте веществ в озерах и геологическая микробиология (С.И. Кузнецов), почвенная микробиология (Н.А. Красильников, Е.Н. Мишустин), морская микробиология (А.Е. Крисс), изучение взаимодействий микроорганизмов с растениями и микробного антагонизма (Н.А. Красильников), разложение микроорганизмами целлюлозы (А.А. Имшенецкий). Одним из ключевых моментов исследований был экосистемный подход, изучение участия микроорганизмов в круговоротах элементов (кальция, серы и др.). Идея, которую развивал Б.Л. Исаченко о специфичности микроорганизмов в природных процессах, сформировалась еще в начале ХХ в. как продолжение идей С.Н. Виноградского (Заварзин Г.А., 2004). Институт микробиологии АН СССР был главным микробиологическим институтом страны, поэтому эти направления в значительной степени определили развитие микробиологии в Советском союзе, в том числе, в союзных республиках (в Армении, Казахстане, Украине).

Эти исследования продолжают развиваться и остаются приоритетными.

Глава 6. Продолжение традиций С.Н. Виноградского в трудах академика Г.А. Заварзина, основателя природоведческой микробиологии Особое место в развитии традиций С.Н. Виноградского принадлежит выдающемуся микробиологу и естествоиспытателю академику РАН Георгию Александровичу Заварзину (1933-2011). Многие его труды, от первой студенческой работы, посвященной изучению нитрификаторов и написанной в год смерти С.Н. Виноградского, до последней монографии «Эволюция прокариотной биосферы. Микробы в круговороте жизни: 120 лет спустя» (Заварзин Г.А., 2011а), ставшей научным завещанием ученого, связаны с именем С.Н. Виноградского, посвящены анализу его идей, их дальнейшему развитию и распространению. По инициативе Г.А. Заварзина имя С.Н. Виноградского было присвоено Институту микробиологии РАН (2003) как наследнику его научных традиций. Настойчиво пропагандируя имя С.Н. Виноградского в России и за рубежом, доказывая и подчеркивая приоритеты Виноградского в развитии микробиологии и научной мысли, в целом, Г.А. Заварзин в значительной мере способствовал увековечиванию его имени в мировой истории науки.

Исследования Г.А. Заварзина являются логическим продолжением трудов С.Н. Виноградского, связанных с хемосинтезом, изучением роли микробов в «общем круговороте» жизни, созданием экологической микробиологии. Их развитие привело к новому витку в истории микробиологии: созданию природоведческой микробиологии.

Природоведческая микробиология. Г.А. Заварзин вошел в историю науки как создатель природоведческой микробиологии, самостоятельного нового направления науки, являющегося также продолжением и творческим переосмыслением научных традиций С.Н. Виноградского, Б.Л. Исаченко, В.И.

Вернадского, А. Гумбольдта и других крупных естествоиспытателей. С позиций системного подхода в природоведческой микробиологии рассматриваются коренные вопросы организации, функционирования и истории биосферы, главными движущими агентами которой являются прокариотические микроорганизмы, «создавшие биосферу» и контролирующие сегодня важнейшие процессы и циклы элементов в природе. Эукариоты вписываются в эту систему как надстройка. Центральным объектом природоведческой микробиологии является микробное сообщество, как система организмов, основанная, прежде всего, на принципе кооперации. Трофическая и топическая структура микробного сообщества была подробно исследована Г.А. Заварзиным и его сотрудниками на примере так называемых, «реликтовых сообществ», существующих в экстремальных местообитаниях, недоступных высшим организмам, и представленных почти исключительно прокариотами. Это позволило провести аналогию с древнейшими экосистемами докембрия, когда биосфера была по сути «бактериосферой», и имело решающее значение для развития представлений о циано-бактериальных сообществах как стволовой линии эволюции биосферы, о коэволюции биосферы и геосферы. Природоведческая микробиология – не просто раздел биологии, но основа научного «микробоцентрического» мировоззрения, необходимого сегодня не только микробиологам, но и представителям самых разных направлений в науке и даже в государственной деятельности.

Г.А. Заварзин внес вклад в понимание и решение важнейших глобальных экологических проблем. Следует отметить и его идею о необходимости сохранения биоразнообразия на уровне экосистем и в связи с этим создания «заповедников для микробов» (Заварзин Г.А., 1990). Многие его концепции намного опередили развитие науки и лишь сегодня постепенно получают признание.

Название «природоведческая микробиология», отражающее изучение роли микроорганизмов в природных процессах, наиболее близко по смыслу к терминам «естествознание», «естественная история» (histoire naturelle). В книге «Введение в природоведческую микробиологию» (Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н., 2001) внимание сфокусировано на главном ее объекте – микробном сообществе, как системе микроорганизмов, тесно связанных между собой трофическими и топическими связями, и взаимодействующих с окружающим миром как единое целое. В «Лекциях по природоведческой микробиологии» (Г.А. Заварзин, 2003) описание микробной деятельности идет уже в соответствии со «стихиями»:

атмосферой, континентальными водоемами, океаном, амфибиальными ландшафтами, горными породами, почвой, а также – в вертикальном разрезе – обсуждается роль микробных сообществ в эволюции биосферы. Последняя книга, «Эволюция прокариотной биосферы» (Заварзин Г.А., 2011а), посвящена деятельности микроорганизмов в географической оболочке Земли и эволюции биосферы, как биогеохимической сукцессии. Необходимо подчеркнуть «масштаб мироздания», в котором рассматривается проблема. Схематический орографический профиль континента отражает наиболее характерные, принципиально важные в плане взаимодействия с геосферой, различные ландшафты на Земном шаре и соответствующие им микробные сообщества.

Лейтмотивом книги становится кооперация как основной принцип организации микробного (и не только микробного) сообщества. Изучение истории биосферы и происхождения биоразнообразия привело к концепции «аддитивной эволюции», т.е. «эволюции путем наложения нового на систему прошлого, с возможной частичной заменой функциональных группировок» (Заварзин Г.А., 2011а. С.105).

Вывод Г.А. Заварзина «Сохранение прошлого есть условие существования настоящего» имеет концептуальное значение.

Экологическое направление в отечественной микробиологии продолжает активно развиваться. За 60 лет, прошедшие после работ С.Н. Виноградского, значительно расширились представления о распространении и экологических нишах микроорганизмов, открыты новые виды литотрофного метаболизма, расшифрованы трофические связи в микробных сообществах. Объектами исследований сегодня стали микроорганизмы подземной биосферы, глубоководных гидротерм, биопленок, разнообразных наземных местообитаний, симбионты растений и животных и т.д. Изучаются явления метабиоза, становятся все более понятными тонкие механизмы регуляции в микробном почвенном комплексе, служившем моделью в исследованиях С.Н. Виноградского.

Разработаны и продолжают разрабатываться методы, позволяющие на качественно новом уровне изучать состав микробных сообществ, характер и интенсивность микробных процессов (методы молекулярной экологии, методы, основанные на использовании радиоактивных и стабильных изотопов и т.д.).

Применение функциональных зондов дает возможность выявить наличие в пробах функциональных групп («специалистов», по С.Н. Виноградскому). Разнообразные способы маркировки популяций позволяют проследить судьбу интродуцированных штаммов. Метод мультисубстратного тестирования природных микробных сообществ, констатирующий реакцию микробного сообщества на внесение субстрата, представляет практическую реализацию идей С.Н. Виноградского о «биологическом ответе почвы».

Идеи С.Н. Виноградского современно звучат и сегодня. По словам Г.А. Заварзина, С.Н. Виноградский был носителем естественнонаучного мировоззрения, которое оказалось базовым для современного понимания природы.

Развитие традиций С.Н. Виноградского связано с именем Г.А. Заварзина, яркого представителя русской микробиологической школы. Следствием открытий С.Н. Виноградского было понимание существования в природе независимого от нас мира микробов как сложной системы катализаторов химических реакций (Заварзин Г.А., 2006). Исследования Г.А. Заварзина привели к представлению о центральной роли микробного мира в жизни на Земле. Это ведет к смене приоритетов в естествознании. Микроорганизмы создали первичную биосферу, следовательно, именно микробная система должна находиться в центре внимания естествоиспытателей (Заварзин Г.А., 2006, 2011 б). Вывод о центральном месте микробиологии в естествознании имеет мировоззренческий характер.

1. Выявлено два этапа в научной деятельности С.Н. Виноградского. Они отличаются не только в социально-научном отношении, но носят различный методологический характер.

2. Результаты работы доказывают существование русской школы микробиологов-естествоиспытателей, для которой характерны интерес и приоритетные исследования роли микроорганизмов в биогеохимических процессах, изучение необычных микроорганизмов, глобальный, природоведческий подход. Эта школа идейно восходит к С.Н. Виноградскому. Она развивалась с конца XIX – начала ХХ вв. и продолжает развиваться сегодня, в частности, в Институте микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН.

3. Экологическое направление с опорой на традиции С.Н. Виноградского развивалось на кафедре микробиологии Московского университета со времени ее организации в работах ее основателя Е.Е.Успенского и первых сотрудников С.И.Кузнецова, В.О.Таусона, Д.М.Новогрудского, внесших существенный вклад в развитие экологии микроорганизмов в нашей стране.

4. Российско-французские научные связи в Институте Пастера носили творческий и обоюдный характер. Российские ученые (С.Н. Виноградский, И.И. Мечников, С.И. Метальников и др.) не только расширили тематику исследований в Институте Пастера, но стали основоположниками в нем новых крупных научных направлений, в том числе мирового значения.

5. Историческая заслуга Института Пастера в том, что он дал возможность представителям русской эмиграции сохранить и реализовать свой научный потенциал.

6. Микробиологические курсы в Институте Пастера внесли заметный вклад в развитие международного научного образования, в том числе женского. Особенно ярко это проявилось в отношении российских ученых.

7. Идеи С.Н. Виноградского оказали большое влияние на развитие экологического направления в отечественной микробиологии. Они повлияли и на формирование научных взглядов ряда зарубежных микробиологов (З.А. Ваксмана, Л.Ромелля, Я.Земецкой и др.). Лаборатория С.Н. Виноградского в Бри-Конт-Робер была своего рода международным научным центром экологической микробиологии.

8. Работы С.Н. Виноградского имеют мировоззренческое значение, уводя от позиции антропоцентризма к естественнонаучному, или натуралистическому мировоззрению, характерному для многих представителей русской микробиологической школы. «Открытие Виноградского стало началом, из которого многими поколениями было выращено современное понимание биосферы – независимого от нас мира, в котором мы появились и который превратили в свою среду обитания» (Заварзин Г.А., 2009а). В работах, посвященных С.Н. Виноградскому, Г.А. Заварзиным дано глубокое философское осмысление его взглядов.

микробиологической школы, преемником традиций С.Н. Виноградского и развившим их на качественно новом уровне. Сформулированные им концепции микробного сообщества, механизма функционирования биосферы как системы сопряженных циклов элементов, катализируемых микроорганизмами, восходят к взглядам С.Н. Виноградского о роли микробов в круговороте жизни, но значительно развивают и конкретизируют их с учетом достижений естествознания ХХ века, в том числе, биогеохимии, молекулярной биологии и экологии, бактериальной палеонтологии, мегабиологии, давая цельную картину мира, концепцию биосферы, основу которой составляют микроорганизмы.

10. Труды Г.А. Заварзина привели к представлению не только о центральной роли микроорганизмов в развитии биосферы, но и о центральном месте микробиологии в естествознании. Его концепции о кооперации как основном механизме взаимодействия в микробном сообществе и об аддитивной эволюции важны не только в естественнонаучном, но и в социальном и морально-этическом аспектах. Учение Г.А. Заварзина важно в философском и мировоззренческом отношении.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах 1. Колотилова Н.Н., Нетрусов А.И. Всероссийский симпозиум «Биотехнология микробов» // Прикладная биохимия и микробиология. – 2005.

Т.41. – №6. – С.703–704.

2. Колотилова Н.Н. Е.Е.Успенский (1889-1938) // Микробиология. – 2010. – Т.79. – №4. – 573–574.

3. Колотилова Н.Н., Нетрусов А.И. Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные проблемы физиологии, экологии и биотехнологии микроорганизмов» (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Биологический факультет, 24-27 декабря 2009 г.). // Микробиология. – 2010. – Т.79. – №4. – С.571–572.

4. Колотилова Н.Н. Евгений Евгеньевич Успенский — основатель кафедры микробиологии Московского университета // Вестник Московского университета.

Серия 16. Биология. –2011. – №1. – С.58–62.

5. Колотилова Н.Н. Из истории изучения процессов разложения углеводородов нефти микроорганизмами // Защита среды в нефтегазовом комплексе. – 2011 –. №5. – С.27–30.

6. Колотилова Н.Н., Нетрусов А.И. Всероссийский симпозиум с международным участием «Автотрофные микроорганизмы» (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, биологический факультет, 23-26 декабря 2010 г) // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. – 2011. – №4. – С. 31–32.

7. Колотилова Н.Н., Нетрусов А.И. Всероссийский симпозиум с международным участием «Биологически активные вещества микроорганизмов:

прошлое, настоящее, будущее», (Московский университет имени М.В.Ломоносова, биологический факультет, 27-29 января 2011 г.) // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. – 2011. – №4. – С. 33–34.

8. Колотилова Н.Н., Устюгова Е.А. Русские ученые на Микробиологических курсах в Институте Пастера (Париж) // Материалы конференции «Проблемы биомедицинской науки третьего тысячелетия» (к 120-летию ИЭМ), С-Петербург, 21-23 декабря 2010. Медицинский академический журнал. – 2011. – Т.10. – №5. – С.227.

9. Колотилова Н.Н. Профессор Московского университета Ирина Леонидовна Работнова (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. – 2012. – №4. – С.48–49.

10. Колотилова Н.Н. Памяти академика РАН Георгия Александровича Заварзина (1933-2011) // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология.

–2012. – №1. – С.51–52.

11. Колотилова Н.Н. Научное наследие С.Н. Виноградского (к 60-летию выхода книги «Микробиология почвы») // Вестник МГОУ. Серия Биология. – 2012. – №4. – С.25–27.

12. Колотилова Н.Н. Л. Пастер и развитие естествознания (к 190-летию со дня рождения) // Вестник МГОУ. Серия Биология. – 2012. – №3. – С.25–27.

13. Колотилова Н.Н. Из истории экологии микроорганизмов: знаменательные даты 2012 г. // Вестник МГОУ. Серия Биология. – 2012. – №5. – С.25–27.

14. Колотилова Н.Н. Выдающийся микробиолог и почвовед Александр Федорович Лебедев // Вестник МГОУ. Серия Биология. – 2012. – №5. – С.23–24.

15. Колотилова Н.Н. Открытие памятника С.Н. Виноградскому. // Микробиология. – 2013. – Т.82. – №3. – С.381–382.

16. Колотилова Н.Н. К 80-летию со дня рождения академика РАН Георгия Александровича Заварзина // Вестник Московского университета. Серия 16.

Биология. – 2013. – №1. – С.51–51.

17. Колотилова Н.Н. Ирина Леонидовна Работнова (к 100-летию со дня рождения) // Микробиология. – 2013. – Т.82. – №3. – С.383–384.

18. Колотилова Н.Н. С.Н. Виноградский – патриарх Бри-Конт-Робер // Природа. – 2013. – №8. – С.76–84.

19. Колотилова Н.Н. Экологические аспекты научного наследия С.Н. Виноградского // Теоретическая и прикладная экология. – 2013. – №2.– С.5–9.

20. Колотилова Н.Н. Об истории использования микроорганизмов как индикаторов потребности почвы в удобрениях // Проблемы агрохимии и экологии.

2013. – №3. – С.60–62.

Монографии, учебные пособия, главы в учебниках 1. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «Университет». – 2001. – 256 с.

2. Колотилова Н.Н. Экофизиология микроорганизмов. Микробное сообщество. // Экология микроорганизмов: Учеб. для студ.вузов / под ред.

А.И.Нетрусова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2004. –. С.29–49.(272 с.).

3. Колотилова Н.Н. Экология и трофические цепи // Практикум по микробиологии: Учеб. для студ. вузов. / под ред. А.И.Нетрусова. – М.: Изд. центр «Академия». – 2005. – С.430–434. (608с.).

4. Колотилова Н.Н. О жизненном пути Е.Е.Успенского. М.: МАКС Пресс, 2009. – 40 с.

5. Колотилова Н.Н. Экофизиология микроорганизмов. Микробное сообщество. // Экология микроорганизмов: Учеб. для студ. вузов, 2-е изд. / под ред. А.И.Нетрусова. – М.: Юрайт, 2013. – С.29–49. (268 с.).

6. Колотилова Н.Н. Избранные лекции по истории экологии микроорганизмов: Летняя практика по экологии микроорганизмов: Учебнометодическое пособие / Отв. ред. А.И. Нетрусов – М.: МАКС Пресс.– 2013.– 116 с.

1. Колотилова Н.Н. О жизни и деятельности Е.Е.Успенского // Сб.

«Проблемы экологии и физиологии микроорганизмов». Труды конференции. – М.:

Диалог-МГУ. – 2000. – С.3–9.

2. Нетрусов А.И., Колотилова Н.Н. Кафедра микробиологии // Биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – С.145–152.

3. Колотилова Н.Н. Исследование биокосных взаимодействий в работах Е.Е. Успенского // «Биокосные взаимодействия: жизнь и камень». Материалы III Международного симпозиума. – СПб, 2007. – С.11–13.

4. Колотилова Н.Н. О жизни и деятельности С.Н.Виноградского во Франции // Сергий Миколайович Виноградський и Городоччина // Збирник материалiв 2-й Городоцькоi науково-краезнавчоi конференцii «Городок – историчнi перспективi. Погляд в мiнуле и маiбутне. – Гoродок: Бердрiхiв край, 2008. – С.42–57.

5. Колотилова Н.Н. История жизни великого микробиолога С.Н.

Виноградского // И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья. XVI Крымские Шмелевские чтения, 2007. – Алушта, 2009. – С.260–264.

6. Колотилова Н.Н. Последний («французский») период жизни С.Н.Виноградского. Исторические детали. // Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова. Годичная конференция, 2009. – М.: Анонс Медиа, 2009.

– С.141–144.

7. Колотилова Н.Н. Из истории биостанций Московского университета // Заповедники Крыма. Теория, практика и перспективы заповедного дела в Черноморском регионе. Материалы международной научно-практической конференции (Симферополь, 22-23 октября 2009 г.).–Симферополь, 2009.–С.76–81.

8. Колотилова Н.Н. Первые международные съезды по почвоведению и развитие почвенной микробиологии // Доклады ТСХА.–2009.–вып.281.–С.162–164.

9. Колотилова Н.Н. Экологическая микробиология – рождение науки // Бюлл.

МОИП. Отдел биологический. 2009. – Т.114. – Вып.2. – С.225–227.

10. Колотилова Н.Н. Циано-бактериальные маты с древних времен и до наших дней – из истории исследований. // Водоросли и цианобактерии в природных и сельскохозяйственных экосистемах. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Э.А.Штиной. – Киров, Вятская ГСХА, 2010. – С.172–177.

11. Колотилова Н.Н. Исследования С.Н.Виноградского в области почвенной микробиологии: научное наследие и традиции // Доклады ТСХА. – 2010. – Вып. 282.

– С.716–718.

12. Колотилова Н.Н. Микробиологические курсы в Институте Пастера в Париже: преподаватели и слушатели из России. // Российские биологи в Институте Пастера. Научный каталог выставки. – М.: Архив РАН, 2010. – С.43–56.

13. Колотилова Н.Н. Сергей Николаевич Виноградский в Институте Пастера в Париже. // Российские биологи в Институте Пастера. Научный каталог выставки.

– М.: Архив РАН, 2010. – С.57–67.

14. Колотилова Н.Н. Микробиолог С.Н.Виноградский во Франции. // «Французы в культурной и интеллектуальной жизни России XVIII-XX вв». Труды российско-французской конференции, 16-18 сентября 2010. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – С.240–254.

15. Колотилова Н.Н. Микробиологические курсы в Институте Пастера в Париже и их роль в развитии русско-французских научных связей (о выставке архивных материалов) // Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в ХХI веке. Материалы Третьей Научно-практической конференции университетов «Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в ХХI веке». МГУ имени М.В.Ломоносова, 23-24 апреля 2010 г. – М.: Изд-во Московского Университета, 2011. – С.726–733.

16. Колотилова Н.Н. Из истории альгологических исследований Е.Е.

Успенского в районе Рублевской водопроводной станции // Водоросли:

таксономия, экология, использование в мониторинге. – Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – С.17–22.

17. Колотилова Н.Н. Страницы жизни бактериолога А.И.Бердникова (по материалам архива Института Пастера, Париж) // Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова. Годичная научная конференция, 2010.

– М.: Янус-К, 2011. – С.153–155.

18. Колотилова Н.Н. Е.Е.Успенский в научной жизни Москвы первой трети ХХ века // Социокультурные проблемы развития науки и техники. Сборник трудов. Выпуск 6. – М.: ИИЕТ РАН, 2011. – С.7–27.

19. Колотилова Н.Н. Из истории геологической микробиологии (к 140-летию со дня рождения Б.Л.Исаченко) // «Биокосные взаимодействия в природных и антропогенных системах». 2011. – СПб: ВВМ, 2011. – С.114–118.

20. Снакин В.В., Колотилова Н.Н., Смурова Т.Г., Антонов С.И. и др.

Выставка к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова: развитие сети учебнонаучных станций Московского университета // Жизнь Земли. Землеведение:

история, достижения, перспективы. Сб. научн. Тр. Музея Землеведения МГУ / под ред. В.А Садовничего и А.В. Смурова. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – С.80-112.

21. Колотилова Н.Н. Б.Л. Исаченко и развитие естествознания в России (к 140-летию со дня рождения) // Институт истории естествознания и техники им.

С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения С.И. Вавилова, 2011. – М.: Янус-К, 2011. – С. 186–189.

22. Снакин В.В., Голева Р.В., Колотилова Н.Н. Научные аспекты экологических проблем России // Рациональное освоение недр. – 2011. – №6. – С.63–65.

23. Колотилова Н.Н. Младшие современники и последователи С.Н.

Виноградского: В.Л. Омелянский, Д.К. Заболотный, Б.Л. Исаченко, З.А.

Ваксман //сб. «Российско-украинские связи в области развития естествознания и техники». – М., 2012. – С.86–96.

24. Колотилова Н.Н. От концепции микробного сообщества к проблемам глобальной микробиологии (по страницам работ академика Г.А. Заварзина) // «Глобальные экологические процессы». Сб. материалов международной научной конференции. – М.: Academia, 2012. – С.286–290.

25. Колотилова Н.Н. Из истории и литературного наследия российской научной эмиграции во Франции // «И.С. Шмелев и писатели русского зарубежья».

ХХ Крымские Международные Шмелевские чтения. Сб. научных статей международной конференции. – Алушта: Антика, 2012. – С.226–233.

26. Колотилова Н.Н. Жизнь и научная судьба М.Н. Маргулиес-Аитовой – одной из первых женщин-микробиологов // «Хранитель традиций и истории российской медицины». Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию создания Военно-медицинского музея. – СПб.: ВММ, 2012. – С.113–116.

27. Колотилова Н.Н. Автобиографическая повесть микробиолога С.Н. Виноградского «Летопись нашей жизни» (Франция, Бри-Конт-Робер, 1942) // Powrocic do Rosij wiersami I prosa. Literature roszjskiej emigracji / под ред.

Г.Л. Нефагиной (Польша). – Slupsk: Akademia Pomorska, 2012. – С.209–218.

28. Колотилова Н.Н. «Космос» Александра фон Гумбольдта и идеи природоведческой микробиологии (к 80-летию со дня рождения академика г.А. Заварзина) //Международный сборник научных трудов, посвященный году Германии в России «Естественные и гуманитарные науки – устойчивому развитию общества». – М.: Альтекс, 2013. – С.81–84.

29. Колотилова Н.Н. Основатель природоведческой микробиологии (к 80летию со дня рождения академика Г.А. Заварзина) // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2013. – №1. – С.100–102.

30. Колотилова Н.Н. Научная судьба польского микробиолога, ученицы С.Н.Виноградского, Ядвиги Земецкой (к 120-летию со дня рождения) // Доклады ТСХА. – 2013. – Т.284. – С.249–251.

1. Колотилова Н.Н., Дулов Л.Е. История биологических исследований озер в Косино // Сб. «Водные экосистемы и организмы». Труды научной конференции. – М.: Макс-Пресс, 2000. – C.43.

2. Колотилова Н.Н. Исследования В.Н.Шапошникова в области физиологии растений и фотосинтезирующих бактерий // Биотехнология микробов. Материалы симпозиума. – М.: МАКС Пресс, 2004. – С.45.

3. Колотилова Н.Н. Работы студентов кафедры микробиологии МГУ, посвященные изучению фототрофных микроорганизмов // Автотрофные микроорганизмы (памяти академика РАН Е.Н.Кондратьевой). Материалы Всероссийского симпозиума с международным участием. – М., МГУ имени М.В.Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2005. – С.44.

4. Колотилова Н.Н. Об истории исследования Е.Е.Успенского в области экологической физиологии водорослей // Физиология микроорганизмов в природных и искусственных системах (памяти проф. М.В.Гусева). Материалы международной научной конференции, М., МГУ, биологический факультет, 16- мая 2006. – М., МАКС Пресс, 2006. – С.80–81.

5. Колотилова Н.Н. Исследование биокосных взаимодействий в работах Е.Е.Успенского // Биокосные взаимодействия: жизнь и камень. Материалы III Международного симпозиума. – С-Петербург, 2007. – С.11-13.

6. Бурзин М.Б., Колотилова Н.Н., Орлеанский В.К. Геосферные корни жизни // Вулканизм, биосфера и экологические проблемы. Сборник материалов конференции. – Туапсе-Майкоп, 2009. – С.15-16.

7. Колотилова Н.Н. Научные исследования Е.Е.Успенского в Подмосковье // Бюллетень МОИП. Отдел биологический. – Т.114. – Вып. 3. 2009. – Приложение 1.

Часть 1. – С.459–460.

8. Kolotilova N.N. On the history of the microbiological course of the Pasteur Institute: relations with Russia // 3rd Ukranian-Polish Weigl conference “Microbiology on service for human”. Abstracts. – Odesa, 2009. – P.20–22.

9. Колотилова Н.Н. Жизненный путь Е.Е.Успенского // Современные проблемы физиологии, экологии и биотехнологии микроорганизмов. Материалы Всероссийского симпозиума с международным участием. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С.82.

10. Колотилова Н.Н. Материалы к научной биографии В.О.Таусона // Современные проблемы физиологии, экологии и биотехнологии микроорганизмов.

Материалы Всероссийского симпозиума с международным участием. – М.: МАКС Пресс, 2009. –С.83.

11. Колотилова Н.Н. Из истории микробиологических курсов Института Пастера. «Русские в Париже» // Современные проблемы физиологии, экологии и биотехнологии микроорганизмов. Материалы Всероссийского симпозиума с международным участием. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С.84.

12. Колотилова Н.Н. По местам С.Н.Виноградского во Франции // Современные проблемы физиологии, экологии и биотехнологии микроорганизмов.

Материалы Всероссийского симпозиума с международным участием. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С.85.

13. Колотилова Н.Н. Микробиологические курсы в Институте Пастера: 120летний педагогический опыт // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и ВУЗе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С.60.

14. Колотилова Н.Н., Снакин В.В. Биостанции Московского Университета:

проект выставочной экспозиции в ГЗ МГУ. // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения. Секция музееведения». – М.: МГУ, 2010. – С.18-21.

15. Колотилова Н.Н. Переписка С.Н.Виноградского с К. ван Нилем // «Автотрофные микроорганизмы», материалы Всероссийского симпозиума с международным участием, посвященного 85-летию со дня рождения академика РАН Е.Н. Кондратьевой, (МГУ, 23-26 декабря 2010). – М.: МАКС Пресс, 2010. – С.

51.

16. Колотилова Н.Н. Елена Сергеевна Виноградская (к 120-летию со дня рождения) // «Автотрофные микроорганизмы», материалы Всероссийского симпозиума с международным участием, посвященного 85-летию со дня рождения академика РАН Е.Н. Кондратьевой, (МГУ, 23-26 декабря 2010). – М.: МАКС Пресс, 2010. – С. 50.

17. Колотилова Н.Н. Вклад российских ученых в Институте Пастера в изучение биологически активных веществ // «Биологически активные вещества:

прошлое, настоящее, будущее». – М.: МАКС-Пресс, 2011. – С.64.

18. Колотилова Н.Н. Микроорганизмы экстремальных местообитаний в исследованиях Б.Л.Исаченко (к 140-летию со дня рождения) // Экология и геохимическая деятельность микроорганизмов экстремофильных местообитаний:

материалы международной конференции (Улан-Уде — Улан-Батор, 5-16 сентября 2011 г.). – Улан-Уде, 2011. – С.106-108.

19. Колотилова Н.Н., Липей С.О., Осмоловский А.А. Экология фототрофных тиофильных микробных сообществ: от истории изучения к задаче студенческой практики // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии – 2011», Гродно (Беларусь), 26-28 октября 2011.

– Гродно: Изд-во РГМУ, 2011. – С.241-249.

20. Колотилова Н.Н. Хроника ХХ Международных Шмелевских чтений:

музеи, архивы, история литературной и научной эмиграции // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения. Секция музееведения», 22-23 ноября 2011 г.

Музей Землеведения МГУ. – М.: МГУ, 2012. – С.26–28.

21. Колотилова Н.Н. Великий французский естествоиспытатель Луи Пастер и музей его памяти (к 190-летию со дня рождения) // Ломоносовские чтения. Секция музеологии МГУ. – М.: МГУ, 2012. – С.25–27.

22. Колотилова Н.Н. Полевой дневник Г.А. Заварзина за 1984-1987 гг.: об экспонате выставки в МЗ МГУ, посвященной 80-летию со дня рождения ученого // Ломоносовские чтения: материалы секции музееведения. – М.: МЗ МГУ, 2013. – С.27–28.

- Елена Николаевна Кондратьева (1925-1995). Материалы к научной биографии / Сост. Н.Н. Колотилова. – М.: МАКС Пресс, 2000. – 40с.

- Владимир Николаевич Шапошников (1884-1968). Материалы к научной биографии / Сост. Н.Н. Колотилова. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 56 с.

- Сергей Николаевич Виноградский. Избранные критические работы.

Материалы к научной биографии (составление, перевод с франц., предисловие Н.Н. Колотиловой) // М.: МАКС Пресс, 2006. – 62с.

- Мозаика воспоминаний. (Из истории кафедры микробиологии биологического факультета МГУ) / Сост. Н.Н. Колотилова. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 36 с.

- Заварзин Г.А. Три жизни великого микробиолога. Документальная повесть о Сергее Николаевиче Виноградском / Под редакцией и с комментариями Н.Н.Колотиловой. – М.: Либроком, 2009; 2-е издание, 2010. – 232 с.

- Виноградский С.Н. Летопись нашей жизни / Архив РАН; Институт им.

С.Н. Виноградского РАН; Редкол. Афиани В.Ю., Гальченко В.Ф., Пименов Н.В. и др.; Коммент. и сост. Колотилова Н.Н., Савина Г.А. –М.: МАКС Пресс, 2013. – 808 с. (в печати).

Pages:     | 1 ||